Теория капитала Карла Маркса
Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx) (1818-1883) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. К. Маркс оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически преходящую систему; в силу углубления внутренних противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе.
Действующий в обществе социологический закон выражает принцип соответствия между уровнем развития производительных сил и формой общественной организации. В силу этого закона с изменением экономической основы рано или поздно неизбежно происходит переворот в производственных отношениях, во всей надстройке над экономическим базисом.
Основной экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит из четырех томов: первый том - «Процесс производства капитала», второй - «Процесс обращения капитала», третий - «Процесс капиталистического производства, взятый в целом», четвертый - «Теории прибавочной стоимости». Последний том содержит критический обзор экономических теорий с точки зрения трактовки сущности и форм распределения прибавочной стоимости. Основную цель исследования Маркс видел в выяснении тех законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие и разложение рассматриваемого им социально-экономического организма.
Анализ системы экономических отношений начинается не с богатства (слишком общей категории), а с товара. Именно в товаре, по мысли Маркса, в зародышевой форме заложены все противоречия исследуемой системы.
В первом томе Маркс рассматривает стоимость, лежащую в основе цены; прибавочную стоимость - основу прибыли; стоимость рабочей силы, лежащую в основе ее «цены» - заработной платы. Характеризуются процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса.
Второй том посвящен анализу процесса движения капитала, его оборота и кругооборота. Согласно предложенной Марксом схеме воспроизводства рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления. По словам В. Леонтьева, Маркс создал основополагающую схему, описывающую взаимосвязь между отраслями, выпускающими средства производства и предметы потребления.
В третьем томе рассматривается процесс распределения прибавочной стоимости, ее превращенных форм между получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. Показан механизм трансформации стоимости товара в цену производства: в капиталистическом обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с капитальными издержками и средней прибылью. Если товары продаются по ценам производства (а не по их стоимости), то тем самым сохраняется действие закона стоимости в несколько измененном виде.
Рассмотрим более подробно концепцию капитала, изложенную в основном экономическом труде К. Маркса.
Анализ начинается с категории товара - «экономической клеточки» капиталистического общества. Товар, согласно Марксу, - двуединство вещной полезности (потребительной ценности) и свойства обмениваться на другую вещь (меновой ценности). Отдельные производители в системе общественного разделения труда создают разнообразные продукты, которые обмениваются в определенных пропорциях. «Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому. Они не осознают этого, но они это делают» [5]. Это возможно потому, что руд по изготовлению продукта для продажи - товара - имеет двойственный характер: он является конкретным трудом в особой целесообразной форме по созданию определенной полезной вещи (потребительной ценности) и абстрактным как расходование мускульной, нервной, умственной энергии человека в течение определенного периода времени.
Конкретный труд и как труд обособленного товаропроизводителя является частным. Но в силу общественного разделения труда, труд товаропроизводителя не может быть его частным делом, и общественный характер проявляется косвенным путем через ценность - отношение между людьми, прикрытое вещной (товарной) оболочкой. Как ценности товары - лишь определенные количества застывшего, абстрактного труда, признанного обществом необходимым через опосредование рыночного обмена. Меновая ценность - внешнее проявление ценности, выражение абстрактного общественно-необходимого труда, затраченного на производство данной потребительной ценности.
От двойственного характера (конкретный - абстрактный) воплощенного в товарах труда, К. Маркс переходит к анализу формы и ценности денег. Деньги - результат исторического процесса развертывания обмена от простой, случайной, отдельной формы ценности до формы всеобщего эквивалента, когда различные товары обмениваются на один и тот же универсальный товар, и далее до денежной формы, когда роль всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами [4].
Еще статьи по экономике
Формы реальных инвестиций и процесс управления ими
Реальное инвестирование для большинства предприятий в современных условиях составляет основу инвестиционной деятельности. Осуществление реальных инвестиций характеризуется рядом особенностей ...
Контрактация и квазирынки, общественные расходы и государственные предприятия
Современный
мир - это мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в нем
производят и реализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В
то же время ...
Классические социально-экономические истоки теории организации
Современный
мир нередко рассматривается как мир организаций, которые представляют собой
совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели,
решения той ил ...