Проблемы повышения конкурентоспособности Волгоградской области
Одним из основных факторов, определяющих конкурентные позиции регионов, выступает уровень развития институциональной среды. Повышение качества институциональной среды способствует формированию и реализации региональных конкурентных преимуществ, так как в значительной степени позволяет снизить трансакционные издержки и повысить эффективность хозяйственной деятельности. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность регионов должна определяться способностью общественных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы для постоянного развития и совершенствования региональных конкурентных преимуществ.
Конкретную оценку конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям, мы в данной работе рассмотрели на примере Волгоградской области. Область является одним из регионов - доноров российской экономики и, как следствие, определяет конкурентоспособность страны в целом. Волгоградская область по такому параметру конкурентоспособности, как высокое качество развития и устойчивость текущего положения попадает в число лидеров российских регионов. Вместе с тем, имеются и значительные неиспользованные возможности. Выполнение в полном объеме всех вышеописанных мероприятий должно существенно повысить конкурентоспособность Волгоградской области, как одного из передовых регионов России.
В заключение подчеркнем, что концепция конкурентоспособности должна выстраиваться во взаимосбалансированности всех принципов социально-экономического развития региона. Хотя экономический аспект конкурентоспособности является ведущим и определяющим, такие составляющие, как территориальная (географическая), эколого-природная, социальная и т.п., должны быть обязательно учтены при её построении.
Приложение 1
Рис. 1. Иерархия уровней конкурентоспособности в зависимости от объекта исследования
Источник: Печаткин В.В., Перфилов В.А. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 286.
Рис. 2. Взаимосвязь конкурентоспособности региона, механизма ценообразования и регионального рынка
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности регионов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 130. С. 327.
Приложение 2
Рис. 3. Теоретическая модель конкурентоспособности региона
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Указ. статья. С. 328.
Рис. 4. Составляющие конкурентоспособности региона
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Указ. статья. С. 328.
Приложение 3
- Cn - российские регионы; О - основные зоны российской конкуренции: 1- тотальная; 2- сильная; 3- средняя; 4- слабая.
Еще статьи по экономике
Механизмы и способы управления доходами предприятия
В
рыночной экономике действует такая форма организации хозяйственной
деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно,
на основании экономических м ...
Инфляция сущность, причины, формы проявления, виды
Деньги
- один из основных феноменов экономической жизни выступают в качестве реальной
связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что
теории ...
Модель экономической динамики капиталистического хозяйства (по Кондратьеву Н.Д.)
Николай Дмитриевич Кондратьев - один из
выдающихся представителей российской школы экономической мысли конца XIX и
начала XX вв. С его именем связаны капитальные исследования в ...