Финансовый анализ и его содержание
Финансовый анализ - это совокупность аналитических процедур, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации ее деятельности или участия в ней.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, которые анализируются с использованием шести основных методов: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.
) Горизонтальный анализ основывается на изучении динамики отдельных показателей во времени, В процессе использования этой методики анализа определяются общие тенденции изменения показателей. Можно выделить такие виды горизонтального анализа:
сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода (например, с показателями предыдущего месяца, квартала, года);
сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предыдущего года). Этот вид анализа можно применять на предприятиях с ярко выраженными сезонными колебаниями хозяйственной деятельности;
сравнение финансовых показателей за ряд предыдущих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных показателей в динамике. Результаты такого анализа удобно оформлять графически.
Все виды горизонтального анализа деятельности дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Используя результаты таких исследований, можно построить соответствующие факторные модели, которые потом можно применить в процессе планирования отдельных показателей.
) Вертикальный (или структурный) анализ основывается на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия, процессе применения этой методики анализа рассчитывается удельный вес дельных структурных составляющих агрегированного финансового показателя. Распространение получили такие виды вертикального (структурного) анализа:
· структурный анализ финансовых показателей, сформированный по отдельным сферам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются показатели относительно операционной, инвестиционной или финансовой деятельности; структурный анализ показателей по отдельным видам продукции;
· структурный анализ процесса распределения чистой продукции и чистой прибыли. Такой анализ дает возможность оценить эффективность политики предприятия по использованию материальных и финансовых ресурсов, доходов, эффективность налоговой политики;
· структурный анализ активов. Результаты этого анализа дают возможность оценить политику предприятия в области формирования и использования активов предприятия;
· структурный анализ капитала. Результаты этого анализа дают возможность оценить политику предприятия в области использования собственного и темного капитала.
) Сравнительный анализ показателей деятельности предприятия основывается на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собою. Для практики анализа деятельности предприятия можно выделить такие виды сравнительного анализа:
· сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых. Такой анализ проводят с целью оценки конкурентной позиции предприятия;
· сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и конкретных предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном рынке;
· сравнительный анализ показателей результативности деятельности отдельных "центров ответственности" или структурных подразделений предприятия. Такой анализ проводят для выявления резервов повышения эффективности деятельности внутренних подразделений предприятия;
Еще статьи по экономике
Статистический анализ уровня и динамики цен на непродовольственные товары Оренбургской области
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение ...
Методы оценки уровня качества продукции
Уже
несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству
продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха организаций
в конкурентной борьб ...
Инвестиционная политика Республики Казахстан
Из послания следует, что Н.А.Назарбаев ставит целью привлечение инвестиций в Казахстан:
"Одними из основных вопросов в ходе моих международных поездок были вопросы инвестиций в Казахст ...