Эффективность государственного регулирования экономики РФ
Следует отметить, что финансовое положение России полностью изменилось по сравнению с периодом трансформационного кризиса 1991-1998 гг.
Вплоть до 2008 года практически все макроэкономические показатели качественно и в позитивную сторону изменились, а именно: рост ВВП, рост доходов консолидированного бюджета, наличие профицита бюджета, рост международных резервов.
С середины 2008 года и далее ситуация с экономическим положением страны резко ухудшилась и впервые после кризиса 90-х годов Россия имеет дефицит бюджета. Так, в 2009 году дефицит консолидированного бюджета РФ составил (- 2449 млрд. руб.).
Главным фактором успехов 2000-х гг. можно назвать политическую стабильность, консолидацию власти, чего не было в 90-е годы.
Второе - это структурные реформы, начиная с принятия Земельного, Налогового, Бюджетного, Трудового, Жилищного, Таможенного и Градостроительного кодексов, всех ключевых фундаментальных законов, обеспечивающих рынок, а также продолжение процесса приватизации.
В эти годы успешную экономическую политику обеспечили результаты девальвации, которые, конечно, создали более конкурентные условия для нашего промышленного сектора, которые пока что сохраняются. И, конечно, высокие цены на нефть, которые позволили снизить внешний долг страны (см. рис. 3.2).
Рис. 3.2. Динамика изменения государственного внешнего долга, (млрд. дол. США)
Так, данные показывают, что государственный внешний долг значительно сократился с 2005 г. по 2008 год. С 2001 года по 2008 год его сокращение составило более 70%, а в абсолютном выражении - 98,3 млрд. дол. США. В 2009 году его снижение составило 7,5%.
В настоящее время в России особую тревогу вызывает быстрый рост всего совокупного национального долга (СНД). В IV квартале 2008-го - I квартале 2009 г. он интенсивно сокращался, а с весны 2009 года рост СНД возобновился (рис. 3.3).
Рис. 3.3. - Государственный и корпоративный долг РФ, в % к ВВП
Данные диаграммы свидетельствуют, что совокупный национальный долг с апреля 2009 года по конец 2009 года значительно вырос к уровню ВВП страны и составил 92% вместо 84,7%.
Таким образом, кризисные явления, как в мировой экономике, так и в экономике страны усугубили состояние государственного внешнего долга, обусловив его рост. В среднесрочной перспективе следует ожидать рост совокупного национального долга, что не прибавляет оптимизма в прогнозах развития экономики страны.
Рассмотрим инвестиционные вложения в нефинансовые активы в РФ (табл. 3.2).
Таблица 3.2 Структура инвестиций в нефинансовые активы РФ за 2006-2009 гг.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Инвестиции в нефинансовые активы |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | ||||
инвестиции в основной капитал |
98,7 |
98,8 |
98,7 |
98,8 |
инвестиции в нематериальные активы |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
инвестиции в другие нефинансовые активы |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Еще статьи по экономике
Ценообразование на продукты и услуги (практика ОАО РЖД)
Цена
- важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на
решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны,
что приобрело особен ...
Издержки производства и прибыль
Проблемы издержек производства были и остаются предметом
исследования ученых-экономистов самых разных направлений мировой экономической
мысли.
Наиболее полно теория издержек ...
Управление оборотными активами предприятия (на примере ЗАО Красноярский ДОК)
На современном этапе развития экономики, совершенствование механизма
управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов
повышения экономической эфф ...