Стратегический подход к управлению активами предприятия
Данные Росстата позволяют провести эмпирическое исследование состояния и тенденций изменения в ресурсообеспечении и эффективности использования активов в отраслевом разрезе. В динамическом плане развитие активов в России выглядит в последние годы весьма привлекательно: наблюдается 50%-й прирост активов за три года. Это говорит о наличии установки на наращивание активов в экономике в целом и сервисных видах деятельности в частности. Высокая положительная динамика активов позволила сделать вывод, что тенденция наращивания стоимости активов очевидна, и она свидетельствует не о простом, а о расширенном их воспроизводстве. Динамика активов характеризует понимание менеджерами отечественных компаний их значимости для развития потенциала бизнеса, несмотря на то, что концепция стоимостного управления не получила в российском менеджменте широкого распространения.
В современных реалиях не может быть единой или универсальной стратегии управления активами для всех экономических агентов. Поскольку любая компания уникальна, разработка и реализация ее стратегии также представляет собой уникальный и отличающийся от других процесс. Бизнес-стратегия в целом и стратегия управления активами в частности зависит от различных факторов внешней и внутренней среды, оказывающих на компанию конструктивное или деструктивное влияние. Она зависит от позиции компании на рынке, особенностей и этапов ее развития, поведения конкурентов, типа и состояния хозяйственной среды, сегмента рынка. Управление активами неизбежно дифференцируется в зависимости от целеполагания компании, ее ресурсного потенциала, приемлемых для менеджмента способов достижения целей. Это обусловливает появление множества стратегий управления активами, которые необходимо обобщить и систематизировать.
Прежде всего, стратегии управления активами различаются по функциональному назначению.
· Стратегия реструктуризации активов означает изменение структуры основного и оборотного капитала для приведения его в соответствие с меняющимися условиями рынка или выработанной стратегией развития компании. На практике стратегия реализуется через перестройку, преобразование и совершенствование состава активов и функций управления ими. В ряде случаев стратегия реструктуризации активов применяется в качестве меры post-offer-защиты от недружественного поглощения и реализуется в этом случае через избавление от привлекательных активов или через приобретение активов, которые создадут антимонопольные проблемы потенциальному захватчику.
· Стратегия наращивания стоимости активов реализуется в рамках концепций стоимостного управления и означает количественное увеличение контролируемых активов путем органического роста (через внутреннее инвестирование), а также посредством внешних трансакций, именуемых в международной практике M&A (Mergers & Acquisitions - слияние и поглощение). Слияние и поглощение - общее название сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами, их приобретение, присоединение, поглощение.
· Стратегия капитализации активов реализуется в рамках концепции капитализации и ориентируется на абсолютное и относительное увеличение в структуре имущественного комплекса долгосрочного капитала - активов долгосрочного характера, покрытых долгосрочными источниками финансирования. Долгосрочные активы, или внеоборотные активы, представляют собой наиболее привлекательное обеспечение в любых финансовых трансакциях и наиболее значимую составляющую реального имущества компании. При прочих равных условиях их наращивание позволяет укрепить финансовую устойчивость, повысить кредитоспособность и инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта. Стратегия капитализации активов может реализовываться как в публичных, так и в непубличных компаниях.
· Стратегия консолидации активов означает объединение активов вертикально-интегрированной структуры, например, с целью выхода на IPO (Initial Public Offering) - первичное размещение акций на продажу широкому кругу лиц. Цель данной стратегии и IPO - получение справедливой рыночной оценки компании, привлечение дополнительных денежных средств для развития бизнеса, возможность получения более дешевых кредитных средств, отсутствие обязательств по привлеченным деньгам и возможностей давления кредиторов на компанию, повышение имиджа и известности компании в связи с публичностью.
Еще статьи по экономике
Марксизм и его развитие в России
Марксизмом
называется разработанная Карлом Марксом "научная теория" коммунизма,
претендующая на роль "Общей теории Всего". По сути, эта теория
представляет ...
Исследование динамики евродоллара методом расчета спектральных характеристик
Спектральный
анализ - это один из методов обработки сигналов, который позволяет
охарактеризовать частотный состав измеряемого сигнала. Преобразование Фурье
является математиче ...
Механизмы и способы управления доходами предприятия
В
рыночной экономике действует такая форма организации хозяйственной
деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно,
на основании экономических м ...