Стратегический подход к управлению активами предприятия
Использование зарубежных подходов и моделей управления активами в условиях России неприемлемо в силу специфики отечественной хозяйственной среды, различий в подходах к формированию финансовой отчетности, а также расхождений в менталитете и традициях деловой культуры.
- В существующих теоретических исследованиях задачи управления активами рассредоточены по направлениям деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная) и по отдельным элементам активов, преобладает ситуационное управление отдельными объектами активов. В этих условиях отсутствует единая программа управления активами; прослеживаются противоречия между задачами по управлению активами и способами их решения в разных функциональных сферах корпоративного управления; наблюдается несогласованность задач по улучшению использования активов со стратегическими целями и зависимость процесса управления от текущей ситуации во внешней и внутренней среде.
- Не только в теории, но и в российской практике в настоящее время не сформирован интегрированный подход к управлению активами. В этой области накоплен определенный опыт в крупных коммерческих структурах, однако он не носит системный характер и в большинстве своем представляет собой разрозненные мероприятия. Из трех моделей поведения менеджеров в отношении активов (1 - игнорирование необходимости управления активами; 2 - текущий мониторинг и оперативное вмешательство по принципу «посмотрим, что получилось, возможно, что-нибудь надо изменить»; 3 - стратегическое планирование и управление активами) в малом и среднем бизнесе практически повсеместно распространены первая и вторая модели.
- Важным фактором управления активами за рубежом является поддержание конкурентоспособного уровня прибыли на активы и на капитал. Это означает, что из совокупности показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности особое внимание на внутрихозяйственном уровне уделяется экономической (отношение прибыли к сумме активов) и финансовой (отношение прибыли к размеру собственного капитала) рентабельности. Однако в российской действительности этим показателям должного внимания не уделяется. Эффективность использования активов в большинстве хозяйствующих субъектов на регулярной основе не отслеживается. В условиях ограниченного контроля за эффективностью использования активов практически невозможно принятие адекватных управленческих решений.
- Весьма проблемной областью в управлении активами является невозможность использования основополагающего принципа этой подсистемы внутрифирменного менеджмента - работа в границах имеющихся ресурсов. Это объясняется отличием российского стандарта от МСФО. Так, в МСФО к активам относятся ресурсы, контролируемые организацией. В России таковыми являются права и имущественные ценности, принадлежащие хозяйствующему субъекту. В результате значительная часть активов отечественных компаний не отражена в учете и отчетности. Из-за недооценки имущества подавляющего большинства отечественных компаний рыночная стоимость их активов, как правило, в разы отличается от балансовой стоимости.
- В России не только отсутствует механизм финансового управления активами, но и усложнены отдельные трансакции с активами в рамках существующего учетного, налогового, оценочного законодательства. Действующий порядок признания и оценки нематериальных активов в целом и бренда в частности делает практически бессмысленным их использование в налоговом учете. Правовые регламенты «вытесняют» эти объекты активов в область управленческого учета.
- Понятие «бренд» - распространенный и признанный во всем мире вид нематериального актива - в российских правовых регламентах отсутствует вовсе. Это свидетельствует о полном игнорировании юристами, бухгалтерами, оценщиками сложившихся в мире реалий и практически не позволяет управленцам активно работать с этим видом актива.
- Нематериальные активы, как важная составляющая имущества предприятий, проблемны в России не только с позиции учетных процедур, но в плане правовой защиты. Эта область в российском правовом пространстве создает возможность легальной деятельности профессиональных «перехватчиков» товарных знаков, от которых не защищены ни иностранные, ни отечественные владельцы патентов, марок, брендов. Даже в случае защиты исключительных прав в Палате по патентным спорам Роспатента, Федеральной антимонопольной службе и/или суде определить ущерб в результате нарушения прав на интеллектуальную собственность и тем более взыскать его, как правило, не удается.
Еще статьи по экономике
Кафе быстрого обслуживания Подкрепись
Тема
бизнес-планирования одинаково важна как для тех, кто только собирается
создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе,
однако хочет расширить ег ...
Технико-экономическое обоснование бизнес-плана
Основная цель создания производственного предприятия - это получение
прибыли. Для функционирования и получения прибыли любого предприятия необходимо
наличие совокупности матери ...
Кооперирование производства
Кооперирование
производства - форма производственных связей между специализированными
предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование
производст ...