Система показателей цен на непродовольственные товары
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.
Система показателей цен на непродовольственные товары. [приложение №1].
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих уровень цен, а также их динамику во всех секторах экономики, которая позволит в достаточной степени осуществить комплексный анализ ценовых процессов не только в целом по экономике, но и внутри конкретного сектора экономики. Цены в статистике классифицируются и формируются по различным направлениям. Цена производителя (или оптовые) - это цены, по которым предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию. По своему составу она включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы. Уровень ее, как правило, зависит от затрат на производство, объема реализации, конъюнктуры рынка и т.п. Цена приобретения (цена покупателя) - это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью: цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы. Цены приобретения складываются в результате согласования интересов продавца и покупателя, под воздействием спроса - предложения и других факторов рыночной экономики. Потребительские цены - это розничные цены по которым товары и услуги за наличный расчет продаются населению. [15, с.67].
В настоящее время органы статистики осуществляют разработку следующих показателей статистики цен:
в потребительском секторе:
средние потребительские цены и индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению. В этой области наблюдается 500 наименований товаров и платных услуг. Осуществляется расчет регионального, индивидуальных и групповых индексов потребительских цен, характеризующих инфляционные процессы в потребительском секторе.
рассчитываются:
средние цены по перечню из традиционных для населения потребительских товаров и услуг. Он используется статистикой цен для оперативного еженедельного отслеживания изменения цен на основные для населения товары и услуги, а также для межрегионального сопоставления;
стоимость минимального набора продуктов питания, служащий для ежемесячного отслеживания изменений цен на наиболее важные и социально-значимые продукты питания, а также для межрегиональных изменений, включает 37 наименований продовольственных товаров, исчисляется по минимальным объемам потребления, определенным для мужчины трудоспособного возраста установленные в целом по Российской Федерации;
стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг* исчисляется на основе единых объемов потребления. В набор включены 83 наименования товаров и услуг. Показатель позволяет охарактеризовать в определенной мере уровень материального благосостояния населения и служит для межрегиональных сопоставлений.
величина прожиточного минимума на душу населения и минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи в целом по республике и по основным социально-демографическим группам. Используется как в рамках законодательных актов, регламентирующих их назначение, так и в текущем анализе уровня жизни населения;
кроме того, по потребительскому сектору осуществляется разработка уровней цен, складывающихся на первичном и вторичном рынках жилья;
в производственном секторе разрабатываются индексы и уровни цен:
производителей промышленной продукции. В наблюдение входят, порядка четырёхсот наименований промышленной продукции, выпускаемых предприятиями нашей республики. Рассчитываются индексы цен как в целом по промышленности, так и по видам деятельности, по видам и группам продукции;
Еще статьи по экономике
Статистико-экономический анализ производства зерновых и зернобобовых культур на примере ЗАО Тихий Дон и других предприятий Хохольского, Аннинского, Воробьевского и Павловского районов Воронежской обла
На современном этапе главными задачами аграрной политики являются создание конкурентного агропромышленного производства и обеспечение его роста на основе интенсификации, что должно способств ...
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО РЖД
Любое предприятие сталкивается с необходимость проведения анализа своей
финансово-хозяйственной деятельности. Результаты такого анализа позволяют
оценить текущее финансовое сос ...
Мероприятия по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия
В
современных условиях, в процессе возрастания конкурентной борьбы между
предприятиями, все более актуализуется проблема управления товарооборотом
торгового предприятия, и ее ...