Эластичность предложения
Эластичность предложения - это степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Измерив эластичность предложения по цене, мы можем увидеть, как производитель реагирует на изменения цены на рынке, изменяя при этом объем произведенной продукции. Коэффициент ценовой эластичности предложения - числовой показатель, который отражает степень изменения количества предлагаемых товаров или услуг в соответствии с изменениями в цене на данные товары или услуги. Данный коэффициент рассчитывается по той же самой формуле, что и коэффициент эластичности спроса по цене. Различие состоит только в том, что при расчете коэффициента эластичности предложения вместо изменения величины спроса мы берем изменение эластичности предложения. Следовательно, формула выглядит следующим образом:
(1.5.1)
где и - предложение до и после изменения цены; и - цена до и после изменения; «s» в индексе показывает, что мы рассматриваем эластичность предложения.
Фактор эластичности предложения во многом зависит от времени. Нетрудно догадаться, что производители труднее реагируют на изменения цены, чем покупатели, так как им нужно время для того, чтобы изменить объем производимой продукции.
Обычно, рассматривая ценовую эластичность предложения, рассматривают три периода времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Краткосрочный период - это такой период времени, за которое фирма не может изменить объем выпускаемой продукции, то есть среагировать на изменение цены. В качестве примера можно взять любую сельскохозяйственную продукцию. Например, садовод вырастил определенное количество черешни, и при резком изменении цены он не сможет изменить объем произведенной им продукции, вне зависимости от того, как сложилась рыночная цена. В таком случае, предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для изменения объемов производства, но его не хватает для введения новых производственных мощностей. В таком случае, ценовая эластичность предложения повышается.
В долгосрочном периоде фирма может изменить свои производственные мощности в соответствии с изменением уровня цен, то есть фирма может сократить или расширить свои производственные мощности. Но в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции с правилом свободного входа и выхода из отрасли можно наблюдать либо приток новых фирм в отрасль, либо уход старых фирм из отрасли. Приток новых фирм будет происходить при расширении спроса на данный вид продукции, а уход старых - при сокращении спроса. В данном случае, эластичность предложения будет выше, чем в двух предшествующих временных периодах.
Еще статьи по экономике
Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО ОПТ-Сервис КМВ
Переход к рыночной экономике требует от
предприятия торговли повышения эффективности деятельности,
конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения
достиж ...
Замена оборудования как фактор повышения эффективности производства на ОАО НефАЗ
Управление организациями в условиях рыночной экономики
значительно сложнее, чем при централизованной командно-административной
системе. В условиях рынках все больше возникает н ...
Характеристика деятельности индивидуального предпринимателя Кин А.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характеристика
организации
Отчет
по практике написан на материалах деятельности индивидуального предпринимателя
Кин А.В. Предп ...