Основные формы, виды и методы конкуренции
В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.
На рынке несовершенной конкуренции доминирующую роль играют монополии и олигополии. Располагая значительным объемом производства, они могут договориться и назначить цену более высокую, чем та, которая определяется средними и предельными издержками. Однако в связи с этим, очевидно, спрос на товары должен уменьшиться. Такая искусственно высокая цена будет разорять мелких и даже средних производителей, которые не могут конкурировать с монополиями и олигополиями.
Несовершенная конкуренция не устраняет многие негативные стороны конкуренции совершенной. В этих условиях становиться очевидным, что всякая конкуренция - это суровый закон жизни рыночного хозяйства и одновременно это объективное условие для трагического конца значительной части участников рыночной драмы.
Выделяют следующие формы несовершенной конкуренции:
) олигополия
) монополистическая конкуренция
) чистая монополия
Олигополия
- это рыночная структура, при которой реализацией какого либо товара занимается не очень много продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Частным случаем олигополистического рынка является дуополия - рынок, на котором действуют 2 фирмы. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
Автором термина «олигополия» является английский писатель 16 в. И одни из первых утопистов Томас Мор.
Обычно на олигополистических рынках действует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что ее цены или выпуска вызовет реакцию контролирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Действия олигополии включают в себя попытки установить контроль над ценами, рекламирование продукции и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые устанавливаются монопольными фирмами. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм.
Олигополистические рынки обладают следующими общими чертами:
· На рынке действуют всего несколько фирм. Продукт, который они производят, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.
· Некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Поэтому некоторые фирмы на рынке облают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
· Фирмы в отрасли осознают сою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.
Монополистическая конкуренция
осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходств, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.
Классическое понимание поведения конкурентов состояло в том, что они стремятся понизить цену на свою продукцию, чтобы увеличить сбыт. По Э. Чемберлину, наоборот, каждый из них старается дифференцировать свой товар от продукции конкурентов, ограничить сбыт и повысить цену. Отсюда следует парадоксальный вывод: из-за того, что конкуренция по своей природе является монополистической конкуренцией, она сохраняется вопреки концентрации и монополизации. То есть мелкий производитель в состоянии выдержать борьбу против крупного производителя, потому что он сам является частичным монополистом и способен сам контролировать свой рынок.
Еще статьи по экономике
Статистика основных производственных фондов
Настоящее методико-учебное пособие содержит задачи курса "Статистика. Часть 2" с целью сориентировать студентов на подготовку по темам: "Статистика основных производственных ф ...
Инфляция сущность, причины, формы проявления, виды
Деньги
- один из основных феноменов экономической жизни выступают в качестве реальной
связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что
теории ...
Марксизм и его развитие в России
Марксизмом
называется разработанная Карлом Марксом "научная теория" коммунизма,
претендующая на роль "Общей теории Всего". По сути, эта теория
представляет ...