Основные формы, виды и методы конкуренции
По степени свободы
подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Когда говорят о совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которой в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополий. Свободной, или несовершенной конкуренции не существует, и никогда не существовало в мире, и, тем не менее, в интересах теоретического анализа, мы используем это понятие, причем чаще всего экономисты применяют термин «совершенная конкуренция». Иногда совершенную конкуренцию называют атомарной, подчеркивая то обстоятельство, что она ведется между обособленными, самостоятельными, изолированными, не вступающими в объединения производителями. С этой точки зрения несовершенную конкуренцию следовало бы называть молекулярной, а нередко ее именуют просто монопольной конкуренцией.
Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену.
Совершенная конкуренция
предполагает выполнение следующих условий:
· на рынке имеется в наличии большое число независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынка - поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену;
· соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию;
· покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;
· продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;
· фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.
В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара, цена как бы задается рынком. Понижать цену ниже рыночной производителю невыгодно, так как он может свободно продать товар дороже; повышать цену выше рыночной так же не имеет смысла, так как покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене.
Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной и расположена горизонтально.
Совершенная конкуренция имеет свои достоинства и недостатки.
К достоинствам совершенной конкуренции следует отнести следующие ее свойства:
· побуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, экономить труд и затраты;
· стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей;
· отвергает производство ради производства;
· создает саморегулирующуюся систему рынка;
· не дает какой-либо рыночной власти и соответственно каких-либо привилегий как продавцам, так и покупателям;
· не создает каких-либо ограничений внешнего или искусственного характера для свободного волеизъявления всех участников рынка;
· побуждает всех участников рынка к абсолютной мобильности ресурсов.
Недостатки совершенной конкуренции выражаются в следующем:
· частичное рыночное и макроэкономическое рыночное равновесие создается путем бесконечного нарушения данного равновесия;
· формируется динамичная, но не стабильная система хозяйства;
· она сама готовит условия для своего отрицания - в процессе соперничества рождается монополизм, ее полная противоположность;
· ей чужды общественные блага и общественные ценности (родина, оборона, порядок, уважение человека по принципу: люби других, как самого себя);
· порождает отрицательные внешние эффекты (загрязнение окружающей среды, преступность, разрушение традиций);
· ей чужды заботы о том, что не окупает себя в данный момент (например, затраты на фундаментальные научные исследования, на театр, на искусство и литературу в целом);
· не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях, поскольку ориентируется на однородную товарную массу;
· создает равные возможности входа в рыночную систему, но не обеспечивает и не гарантирует равные результаты деятельности человека в этой системе. Доказательство тому - разорение одних и обогащение других. Все это привело к тому, что совершенная конкуренция в процессе развития рыночной системы хозяйствования уступает место не совершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция -
это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
Еще статьи по экономике
Кредитно-денежная политика Центрального Банка
Актуальность
данной темы заключается в том, что в настоящее время деятельность ЦБ РФ
приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и
правильно ...
Мероприятия по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия
В
современных условиях, в процессе возрастания конкурентной борьбы между
предприятиями, все более актуализуется проблема управления товарооборотом
торгового предприятия, и ее ...
Учёт производственных затрат и себестоимости, рекомендации по снижению затрат при возделывании сои
учёт затрата
Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости
продукции, работ или услуг занимает доминирующее место в общей системе
бухгалтерского учета.
Именно о ...