Основные формы, виды и методы конкуренции
Согласно теории монополистической конкуренции, прибыли соседей должны снизиться из-за перераспределения внимания покупателей, а новичок получит такую же прибыль, что и старожилы данного рынка.
Чистая монополия
означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.
Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги. Основные признаки монополии:
· на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;
· на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;
· контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.
Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:
устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;
назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов; устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.
В случае регулируемой монополии государство разрешает фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.
Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция
, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, сепаратные (от лат. separation - отделение) договоры между некоторыми конкурентами, промышленный шпионаж, т.е. применяются методы конкурентной борьбы, снизанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относятся:
♦ демпинг (например, демпинговая цена, означающая искусственно занижение цены продажи товаров, применяется как средство пни вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж); применение демпинговой цены считается средством нечестной конкуренции и запрещено законодательствами ряда стран;
♦ установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
злоупотребление господствующим положением на рынке: установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
♦ установление зависимости поставок товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;
♦ введение ограничительных условий в агентские соглашения;
♦ тайна на торгах и создание тайных картелей;
♦ ложная информация и реклама;
♦ недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов;
♦ нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. Соответственно, добросовестная конкуренция
предполагает конкурентную борьбу с учетом правовых и этических норм.
Основные методы добросовестной конкуренции:
. повышение качества продукции;
. снижение цен («война цен»);
. реклама;
. развитие до- и послепродажного обслуживания;
. создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
. экономический (промышленный) шпионаж;
. подделка продукции конкурентов;
. подкуп и шантаж;
. обман потребителей;
. махинации с деловой отчетностью;
. валютные махинации;
. сокрытие дефектов и т.д.
Немецкий экономист В. Зомбарт анализировал также 3 особых, не встречающихся в других классификациях, типа конкуренции:
Еще статьи по экономике
Металлургия цветных металлов
Общая характеристика отрасли
Металлургический комплекс - это взаимообусловленное сочетание
следующих технологических процессов:
· добыча и подготовка сырья к перер ...
Уровень безработицы в Республике Беларусь
Проблема безработицы является ключевым вопросом в
рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную
деятельность экономики. Особенно остро проблема безработи ...
Конкуренция и партнерство как основные виды экономического взаимодействия
социальное
взаимодействие конкуренция партнерство
Конкуренция
и партнерство признаются основными видами экономического взаимодействия, вместе
с тем имеется дефицит теоретически ...