Особенности использование механизма государственно-частного партнерства в РФ
· Строительство автодороги "Западный скоростной диаметр" вокруг Санкт-Петербурга протяжённостью 46,4 км. Сумма реализации проекта составляет 82,7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств.
· Строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб.
· Комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить 358,7 млрд руб. (из Инвестфонда - 34,22 млрд руб.).
· Строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, предложенный компанией "Татнефть". Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда - 16,5 млрд руб.).
· Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, представленный компанией "Норильский никель". Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда - 40,9 млрд руб.).
· Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1 Москва-Минск. Его стоимость - 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда - 10,01 млрд руб.).
· Строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта - 26 млрд руб. (из Инвестфонда - 8,8 млрд руб.) [31] (Приложение 8)
Государственно-частное партнерство в России развивалось по схемам, которым присущи варианты распределения рисков и возврата инвестиций, не всегда совпадающие с международной практикой аналогичных проектных форм.
Распределение рисков определяет выбор модели финансирования. Российское законодательство не регулирует этот процесс в проектах государственно-частного партнерства. И большинство рисков стороны могут принимать на себя без ограничений, по договоренности. Предполагается, что в ходе реализации первых крупных проектов государственно-частного партнерства может быть предложена принципиальная схема распределения рисков (Приложение 9).
Применительно к современным государственно-частным партнерствам, как правило, обсуждаются следующие принципы:
.Риски, связанные с обстоятельствами, за которые инвестор (спонсор проекта) не отвечает и которые объективно находятся вне сферы его контроля (например, террористический акт, акции общественного неповиновения, неблагоприятное изменение законодательства) несет государство. При этом, однако, страхование, если оно доступно в отношении риска (группы рисков), производится, как правило, за счет инвестора.
.Риски, которые связаны с экономикой проекта и его общей привлекательностью для рынка, несет инвестор. В ряде случаев государство предоставляет гарантии минимальной доходности (в том числе в условиях тарифного регулирования), поставок сырья и закупок продукции и т.д., а равно компенсации в случае досрочного прекращения проекта по обстоятельствам, связанным со сферой контроля государства.
.Строительные и эксплуатационные риски соответственно делегируются инвестором подрядным организациям. [17]
Компания Freshfields Bruckhaus Deringer именно по этой схеме сегодня участвует в финансировании строительства западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург и Орловского тоннеля под рекой Невой.
Эта форма инвестиций характерна тем, что концедент (государство) может принимать на себя отдельные риски, в том числе гарантировать уровень доходности, либо производить выплаты в зависимости от эксплуатационной готовности (availability payments) и/или иные компенсационные платежи. Строительство и эксплуатация организуется концессионером со 100% участием инвестора. Право собственности на объект всегда принадлежит государству (концеденту), концессионеру предоставляются права владения и пользования. Основной принцип - окупаемость проекта за счет доходов от эксплуатации (платежей конечных пользователей). В зависимости от избранной финансовой модели возможны различные формы государственной поддержки, включая гарантию минимальной доходности, компенсационные платежи в случае неблагоприятных изменений законодательства, реализации политических рисков, досрочного прекращения проекта. [31]
Еще статьи по экономике
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО РЖД
Любое предприятие сталкивается с необходимость проведения анализа своей
финансово-хозяйственной деятельности. Результаты такого анализа позволяют
оценить текущее финансовое сос ...
Интеллектуальная форма собственности
Экономический
оборот современного общества невозможно представить без объектов
интеллектуальной собственности. В современном мире значимость нематериальных
активов и важнейшей ...
Институционализм в России
Институционализм
представляет сегодня одно из самых модных и популярных течений, подхваченных
отечественными экономистами всех поколений. В России широкое распространение
инст ...