Особенности использование механизма государственно-частного партнерства в РФ
· Строительство автодороги "Западный скоростной диаметр" вокруг Санкт-Петербурга протяжённостью 46,4 км. Сумма реализации проекта составляет 82,7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств.
· Строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб.
· Комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить 358,7 млрд руб. (из Инвестфонда - 34,22 млрд руб.).
· Строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, предложенный компанией "Татнефть". Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда - 16,5 млрд руб.).
· Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, представленный компанией "Норильский никель". Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда - 40,9 млрд руб.).
· Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1 Москва-Минск. Его стоимость - 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда - 10,01 млрд руб.).
· Строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта - 26 млрд руб. (из Инвестфонда - 8,8 млрд руб.) [31] (Приложение 8)
Государственно-частное партнерство в России развивалось по схемам, которым присущи варианты распределения рисков и возврата инвестиций, не всегда совпадающие с международной практикой аналогичных проектных форм.
Распределение рисков определяет выбор модели финансирования. Российское законодательство не регулирует этот процесс в проектах государственно-частного партнерства. И большинство рисков стороны могут принимать на себя без ограничений, по договоренности. Предполагается, что в ходе реализации первых крупных проектов государственно-частного партнерства может быть предложена принципиальная схема распределения рисков (Приложение 9).
Применительно к современным государственно-частным партнерствам, как правило, обсуждаются следующие принципы:
.Риски, связанные с обстоятельствами, за которые инвестор (спонсор проекта) не отвечает и которые объективно находятся вне сферы его контроля (например, террористический акт, акции общественного неповиновения, неблагоприятное изменение законодательства) несет государство. При этом, однако, страхование, если оно доступно в отношении риска (группы рисков), производится, как правило, за счет инвестора.
.Риски, которые связаны с экономикой проекта и его общей привлекательностью для рынка, несет инвестор. В ряде случаев государство предоставляет гарантии минимальной доходности (в том числе в условиях тарифного регулирования), поставок сырья и закупок продукции и т.д., а равно компенсации в случае досрочного прекращения проекта по обстоятельствам, связанным со сферой контроля государства.
.Строительные и эксплуатационные риски соответственно делегируются инвестором подрядным организациям. [17]
Компания Freshfields Bruckhaus Deringer именно по этой схеме сегодня участвует в финансировании строительства западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург и Орловского тоннеля под рекой Невой.
Эта форма инвестиций характерна тем, что концедент (государство) может принимать на себя отдельные риски, в том числе гарантировать уровень доходности, либо производить выплаты в зависимости от эксплуатационной готовности (availability payments) и/или иные компенсационные платежи. Строительство и эксплуатация организуется концессионером со 100% участием инвестора. Право собственности на объект всегда принадлежит государству (концеденту), концессионеру предоставляются права владения и пользования. Основной принцип - окупаемость проекта за счет доходов от эксплуатации (платежей конечных пользователей). В зависимости от избранной финансовой модели возможны различные формы государственной поддержки, включая гарантию минимальной доходности, компенсационные платежи в случае неблагоприятных изменений законодательства, реализации политических рисков, досрочного прекращения проекта. [31]
Еще статьи по экономике
Уровень безработицы в Республике Беларусь
Проблема безработицы является ключевым вопросом в
рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную
деятельность экономики. Особенно остро проблема безработи ...
Методы оценки уровня качества продукции
Уже
несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству
продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха организаций
в конкурентной борьб ...
Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО ОПТ-Сервис КМВ
Переход к рыночной экономике требует от
предприятия торговли повышения эффективности деятельности,
конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения
достиж ...