Международные гостиничные цепи
Модели объединения гостиниц в гостиничные цепи
В мировой практике для более эффективного ведения гостиничного хозяйства сформировалось несколько моделей объединения гостиниц в единый гостиничный комплекс. Ускоренная интернационализация гостиничного бизнеса, приведшая к созданию большинства существующих и в настоящее время сетей, началась после второй мировой войны. Цель этих комплексов - увеличение рентабельности, улучшение контроля и повышение престижа на местном и международных рынках.
Первым успешным примером создания гостиничной сети, которая превратилась и в первую международную гостиничную сеть, является сеть отелей Ritz . Эта сеть состояла из отелей класса люкс, открытых во многих европейских городах, а также в Каире, Иоганесбурге и Нью-Йорке, которые находились во владении независимых владельцев, но менеджеры для которых отбирались, обучались и контролировались Цезарем Ритцем. Ритц первым использовал на практике то, что затем усовершенствовал Конрад Хилтон и что сейчас является одним из наиболее распространенных путей создания гостиничной сети - управленческий контракт с независимыми владельцами.
В «добровольные» гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels») объединяются гостиницы, выдерживающие определенные наборы и стандарты услуг. При этом полностью сохраняется финансовая и управленческая самостоятельность каждой гостиницы. Цепь гостиниц «Холидей Инн» объединяет гостиницы, организованные по единой модели, включающей единство стиля, обозначений, определенный порядок регистрации клиентов, завтрак «шведский стол», единый маркетинг, службу коммуникаций и управление.
Под контролем гостиничных цепей, построенных по данной модели, находятся более 50% гостиничных номеров в мире. Такие цепи управляются единым головным холдингом. Практика выработала интеграцию и сочетание моделей. Так возникли гостиничные консорциумы, объединяющие отели и небольшие гостиничные группы разного класса: «Best Western Hotels», «Romantik Hotels», российская компания «Best Western Hotels». Консорциумы, не навязывая собственных стандартов сервиса, способствуют продвижению отелей на международных рынках, представляют их интересы в системах бронирования.
Среди российских гостиниц в международные консорциумы входят «Art Hotels»(«Best Western Hotels») и «Аэростар» («Supranational Hotels»). Ассоциации «The Leading Hotels of the World», «Small Luxury Hotels of the World» объединяют гостиницы, отвечающие определенным требованиям. В ассоциацию «The Leading Hotels of the World» входит четыре российские гостиницы - «Националь», «Балчуг Кемпински», «Астория» и «Гранд Европа».
Гостиничные объединения могут быть образованы и по принципу франчайзинга. Первыми концепцию франчайзинга применили в гостиничном бизнесе и создали сеть HoIiday Inn Кеммонс Уилсон и Уоллес Джонсон. По договору коммерческой концессии передается комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. Так гостиница «Марриот Гранд», «Марриот Тверская», «Марриот Роял» работают по договору франчайзинга с отелем «Marriott», «Националь» с отелем «Le Royal Meridien».
В России распространение получила практика создания совместных предприятий таких как, «Редиссон Славянская», «Балчуг Кемпински», «Марко Поло Пресня», «Новотель Шереметьево», «Шератон Палас» и др.
Доля гостиничных цепей в мире
Традиционная модель гостиничной отрасли, состоящая из маленьких и принадлежащих физическим лицам гостиниц, менялась во многих странах в течение долгих лет и сейчас она больше напоминает модель других отраслей, с наличием ряда компаний, увеличивающих свою долю присутствия на рынке, остальная часть делится между большим количеством более мелких фирм. Находящаяся в независимой собственности гостиница все еще может быть доминирующей фирмой в отрасли, но рост отрасли все больше ассоциировался с группами гостиниц. Увеличение размера гостиничных фирм происходило путем строительства или приобретения гостиниц в разных местах и помещения их под централизованное управление. Гостиницы могут объединяться в группы внутри ограниченного района или быть широко рассредоточенными по стране или даже по нескольким странами.
В ведении 50 ведущих групп гостиниц в мире находится более 4 млн. номеров и 30 тыс. гостиниц. Ведущей является Cendant Corporation в Нью-Джерси, США, которая может достичь огромной экономии, обусловленной эффектом масштаба, со своей системой управления имуществом и более чем 500 тыс. номеров на условиях франчайзинга. Хотя Cendant располагает большинством номеров любой группы, ее операции базируются в основном в США, за пределами территории Северной Америки находится меньше 100 из ее 6000 гостиниц. Тем не менее, группы гостиниц, базирующиеся в США, преобладают над ведущими мировыми группами (30 из 50), и им принадлежит более 80% гостиниц и номеров. Однако, хотя гостиничные группы в США управляют огромным большинством номеров в занимающих верхние позиции группах, они не обязательно расширяются за пределы родной страны.
Еще статьи по экономике
Теоретические основы исследования планирования как функции управления
Актуальность
темы исследования. Планирование роль является важнейшими элементами управления
современной организацией. Планирование - это определение системы целей
функциониров ...
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики
макроэкономический совокупный спрос мультипликатор
Макроэконо́мика (от греч.
μακρός - длинный, большой, οκος
- дом и ν ...
Конкуренция и партнерство как основные виды экономического взаимодействия
социальное
взаимодействие конкуренция партнерство
Конкуренция
и партнерство признаются основными видами экономического взаимодействия, вместе
с тем имеется дефицит теоретически ...